BIM-технологии экономят время и деньги заказчика. Сроки разработки смет сокращаются на 80%, строительства – на 7%. Стоимость проектирования в течение всего проекта снижается на 10% (по данным Центра комплексного проектирования объектов Стэнфордского университета).
Значительно повышается качество проекта. В частности, можно минимизировать коллизии – пересечения коммуникаций и строительных конструкций. На масштабных проектах число коллизий может достигать нескольких сотен: если не устранить их на этапе проектирования, придется делать это на строительной площадке. Но если ликвидация ошибок на стадии проектирования проходит относительно безболезненно – и для сроков, и для бюджета проекта – на строительной площадке все намного критичнее. Возникают серьезные дополнительные расходы, реализация проекта затягивается – так что чем быстрее (с помощью BIM) получится устранить коллизии, тем лучше.
Качество проекта в BIM выше еще и потому, что информационная модель дает возможность тестировать разные варианты планировочных решений, чтобы выбрать оптимальный. Что удобно, изменения в одном объекте модели автоматически трансформируют другие связанные с ним объекты.
BIM-модель высокого уровня – это не просто три измерения: к объемным проектным решениям добавляется и другая важная информация об объекте. Временной график строительных работ (4D-модель), сметные расчеты (5D), механизмы охраны окружающей среды (6D) и эксплуатационные показатели (7D). Временной график строительных работ позволяет без простоев снабжать строительную площадку оборудованием и материалами. Если проект крупный, один день простоя может стоить заказчику миллионов рублей, так что экономия налицо. Далее – сметные расчеты в информационной модели отличаются точностью и прозрачностью, а эксплуатационные показатели позволяют еще на этапе проекта определять стоимость обслуживания здания в будущем. В том числе рассчитывать сроки планового ТО инженерных сетей и капитального ремонта. В итоге создается полноценный «информационный двойник» объекта, с которым можно работать не только во время проектирования и составления смет, но и во время самого строительства и дальнейшей эксплуатации.
В BIM-модели хранится вся необходимая информация по проекту, и она доступна всем задействованным сторонам и специалистам. Это сильно облегчает коммуникацию, в том числе с заказчиком. Когда вся информация по проекту визуализирована, заказчик может принимать решения быстрее, при этом они будут более обоснованными и гибкими.
Компания Bilfinger Tebodin работает в сфере промышленного строительства и реализует 100% проектов с применением BIM-технологий. Общая площадь объектов, которые компания спроектировала в BIM за последние 3 года, – почти 1 000 000 м2.
- Один из примеров – завод китайского автоконцерна Great Wall Motors
- Заказчик: ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».
- Где: Тульская область
Услуги Bilfinger Tebodin: инженерные изыскания, концептуальный проект, разработка тендерной, проектной и рабочей документации, консалтинговые услуги при получении исходно-разрешительной документации.
О проекте: производство внедорожников бренда HAVAL расположится под Тулой. Общая площадь строительных объектов – 225 тыс. кв. м, всего более 70-ти строений: цеха, склады, офисные и пр. здания. Проектная мощность – 150 тысяч машин в год. Серийное производство будет запущено в феврале 2019 года.
Иван Коваль, старший руководитель проекта компании Bilfinger Tebodin: Несмотря на большой опыт компании в проектировании автомобильных производств (для Bridgestone, Nissan, Hyundai, ZF Kama, Hitachi, Yokohama, Michelin и др.), этот проект в определенном смысле стал для нас вызовом.
Количество задействованных сторон и сотрудников требовало высочайшего уровня управления. Над проектом работали более 100 инженеров из наших офисов в семи странах (России, Украине, Румынии, Чехии, Венгрии, Польше и Нидерландах). Такая кооперация дала возможность присутствовать локально и при этом использовать консолидированный международный опыт. В то же время критически важной стала эффективная коммуникация специалистов и унифицикация результатов их работы. Это стало возможным благодаря информационной модели – единой рабочей среде для всех задействованных на проекте инженеров. В том числе – для совещаний по обнаружению и исправлению коллизий (Clash Reports) и по взаимной разводке сетей в реальном времени.
![](https://ru-bezh.ru/uploads/Great%20wall_Exterior_Cam26_2.jpg)
Постоянно взаимодействовать нужно было и со стороной Заказчика – нашими китайскими партнерами. Традиционно 70% наших клиентов – иностранные компании, поэтому мы привыкли работать в многоязычной и многокультурной среде. В большинстве случаев коммуникация идет на английском языке, здесь же команда Заказчика говорила только на китайском. Все общение происходило через переводчиков (не говоря уже о том, что нужно было перевести на китайский всю проектную документацию). BIM-модель помогала преодолевать языковой барьер: когда проектные решения визуализированы, координационные сессии (Design Review) с Заказчиком проходят эффективнее, и ему проще принимать решения.
Перечисленные преимущества от использования BIM позволили сократить сроки проектирования в 1,5 раза, обеспечив при этом высокое качество проекта.
![](https://ru-bezh.ru/uploads/Great%20wall_Exterior_Cam30_1.jpg)
Переход на BIM требует от компаний инвестиций, но они довольно быстро окупаются. Например, для проекта Great Wall Motors мы закупили новый для себя софт Plant 3D и обучили несколько сотрудников работе с ним. В целом же у нас заключено глобальное соглашение с Autodesk и Aveva – это позволяет использовать продукцию с корпоративными преимуществами и эффективно работать внутри сети Bilfinger Tebodin.